В 2023 году Красноярская железная дорога приступила к строительству двух мостов – через реку Бирюсу и её протоку Старицу, расположенных на участке Междуреченск – Тайшет, соединяющем Западную и Восточную Сибирь. Сооружения появятся на перегоне Запань – Тагул в рамках масштабной работы по строительству здесь вторых путей.

Сейчас это однопутный участок Красноярской магистрали, пролегающий в сложных географических условиях. Он пересекает бассейн реки Бирюсы – её основное русло, протоку Старицу и трёхкилометровую территорию между ними. Поезда преодолевают это место, проходя по двум существующим мостовым переходам, расположенным на одном пути друг за другом. Протяжённость мостов составит 365 м через Бирюсу (семь железобетонных пролётов) и 122 м через Старицу (четыре металлических пролёта). Общий вес пролётных строений составит 2 000 т

Возведение новых мостов связано не только со сложным географическим положением и суровыми климатическими условиями. Порой, трудности возникают там, где их меньше всего стоило бы ожидать. Так, в марте 2024 года при устройстве временных опор, монтажные бригады СпМТ «Спецмостотрест» (филиал АО «РЖДстрой») столкнулись с невозможностью погружения шпунтовых свай ограждения в грунт на дне р. Бирюса. По данным геологоразведки было установлено, что на дне находятся посторонние металлические предметы неизвестного происхождения.

Решить данную проблему было предложено специалистам ООО «УПСР». По прибытии на объект, водолазная бригада изучила фактические условия проведения водолазных спусков и выполнила оперативное обследование участка акватории, идентифицировав посторонние предметы как часть шпунтового ограждения опоры существующего моста. Вероятно, со времён возведения старого моста ограждение не было демонтировано. По воздействием нагрузок от навала льда в паводковые периоды шпунтовая стенка значительно деформировалась и практически упала на дно реки. Части шпунтовых свай также были обнаружены на общей площади свыше ста квадратных метров.

Для освобождения акватории и подъёма шпунтовой стенки на поверхность специалистами ООО «УПСР» было принято решение о её фрагментации с применением подводной экзотермической резки. С целью получения двухстороннего доступа к демонтируемым конструкциям также была произведена разработка грунта на размыв. В результате выполненных работ на поверхность поднято двадцать шесть фрагментов шпунтовых свай различной протяжённости. Проведение водолазных спусков осложнялось необходимостью работы в подлёдных и стеснённых условиях: между отдельными шпунтами и льдом над головой работающего водолаза расстояние временами составляло менее полуметра. Ввиду высокой срочности, работы производились в круглосуточном режиме.

«Трудности и риски водолазного дела компенсируются профессионализмом людей, выполняющих работы под водой, — прокомментировал завершающий этап работ Игорь Суслов, ведущий инженер ПТР ООО «УПСР», — применяя самое современное снаряжение, средства разговорной связи с работающим водолазом, проводя необходимые мероприятия в предспусковой период, и самое главное – полагаясь на товарищеские отношения в коллективе, можно говорить о том, что риск всегда будет разумным, а его уровень – минимальным».

Модернизация инженерных сооружений проводится в рамках инвестиционной программы по увеличению пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет с учётом возросших требований к грузоподъёмности на Восточном полигоне РЖД. Реконструированные мосты рассчитаны на тяжеловесные поезда весом 7 100 т, а также на соединённые поезда-гиганты весом более 14 000 т

Фото: ООО «УПСР»